В России, в те времена, когда грамотность
была уделом монахов- летописцев да писарей при сборщиках налогов, весь духовный
багаж народа вмещал фольклор. В пословицах и
поговорках, сказках и былинах, сплетнях и рассказах передавался
жизненный опыт, на них формировался кругозор и взгляды молодых людей. Особое
значение имели пословицы и поговорки, - эти короткие, усиленные рифмой и ритмом
словосочетания являются квинтэссенцией мудрости и опыта предыдущий поколений.
Многократно повторяемые, они легко запоминались с раннего детства, запоминались
чисто механически без раздумий. Впоследствии, осмысливая какие то жизненные
ситуации, человек невольно прокручивал в мозгу этот багаж, возникали
ассоциации, взаимные противопоставления, трактовки и свои решения он уже
принимал не только на основании своего опыта, но и опыта своих предков.
Пословицы выступали здесь в роли фразеологических констант и, наряду с другими
элементами языка скрепляли нацию в единый этнос.
В те времена, при отсутствии школьного
образования, книг, системной религии и тем более средств массовой информации,
влияние центральной власти было минимально, она воспринимается, как неизбежное
зло. Миропонимание человека было направлено
на ближний круг общения, тогда не угасал интерес к взаимному общению, к
разговорам между своими, интерес к новым
людям, странникам, бродягам… в благополучные времена, естественно. Уважение к
старшим, как носителям опыта и мудрости сплачивало семьи.
Те же самые закономерности человеческого
мозга издавна используют религии. Все образование мальчика – мусульманина
заключалось в механическом заучивании текстов из Корана. Став взрослым, он никуда уже не уйдет от этой
религии, как бы не был гибок его интеллект.
Человеческий мозг, подобен сосуду, который
должен быть чем-то наполнен и сам процесс наполнения наиболее интенсивен в раннем возрасте. На определенной фазе
развития возникает неприятие, отторжение
существенно другой информации – идеологии, и это общая закономерность, вне
зависимости от емкости сосуда и степени подвижности жидкости в нем.
Рекламный слоган или фраза из шлягера,
вбитая в память частым повторением, кажется нам уже и логичной, и убедительной,
если же посмотреть на нее критически, то, зачастую, она нелепа и случайна.
То же с канонизируемыми текстами библии или
евангелие, - на старославянском они звучат таинственно и полны мудрости, но ни
один теолог не станет переводить их на
язык современника. И религия в своих проповедях, и политики в пропаганде и продвижении
своих интересов издревле используют силу
и гипнотический авторитет
процитированного слова. Если вдуматься в природу этого человеческого
качества в плане эволюционном, то приходишь к ассоциации с
птицами-пересмешниками, для которых чужая, перепетая песня слаще своей собственной.
И здесь нет ничего умаляющего достоинство
человека. Как и любая другая биологическая машина, успешно работающая в
реальной окружающей среде, мозг наш невольно отдает приоритет внешним сигналам,
как реально существующим, а к своим внутренним наработкам относится
критически. Это закреплено в нас
эволюцией, поэтому мы управляемы, вменяемы, если хотите, поэтому же устойчивы
сообщества тоталитарного типа. Если мы хотим демократии, нужно с раннего
возраста погружать детей наших в среду равноправия и достоинства,
доверительности и взаимопонимания. Но где же взять такую среду, если мы иные…
Недаром, как свидетельствует практика, отсталость какой-то страны в уровне
ментальности населения остается хронической и плохо поддается лечению временем.
|