miil5.jpg

E n g l i s h        t e x t                       here

Д ж о л л и  -  д ж а м п е р ы .    

 Прыгают не только кузнечики...

Нога сильного человека способна подбросить тело ( центр тяжести ) на высоту до полуметра, не больше. При приземлении вся энергия прыжка теряется, - поглощается мышцами. Другое дело – скачущие,  прыгающие животные, - у них энергия предыдущего прыжка используется в прыжке последующем, поэтому энергозатраты и, соответственно, результаты совсем другие. Запасти энергию можно в пружине, упругом элементе или в сжатом воздухе. Приспособления с использованием этих принципов делали давно, но только с появлением  серийно изготовляемых джамперов люди всерьез встали на пружины.

 Так  ли хороша принятая теперь конструкция, можно ли ее улучшить или, как говорят люди, лучшее враг хорошего. Перечислю недостатки этого спортивного снаряда:

** Устройство изготавливается строго под вес пользователя, нет возможности замены упругого элемента или подстройки его жесткости

** Пружина из дорогого композита, отсюда стоимость изделия

** Небольшая амплитуда деформации и неравномерная характеристика натяжения

** Отсутствие нижнего упора, вероятна поломка при сильном прыжке

** Возможность образования травмоопасных сколов при повреждении упругой пластины

** Нет места самоделкам, не достаточная ремонтопригодность устройства

 

На этой страничке я предлагаю новый подход к конструкции джампера.

 

 

 

 

 Упругим элементом прибора является резиновый жгут 10, который стягивает поперечную диагональ плоского ромба, собранного из легких пластин 8, 11.  Чтобы ромб не разъезжался (имел только одну степень свободы), верхние концы пластин заканчиваются секторами шестерен 1, закрепленных в обойме 2. Сцепленные между собой и закрепленные шестерни разрешают ромбу раскрываться только вниз. 3, 9, 12 –оси, 15 – подошва, 16 – резиновый чехол. Нога 6 закреплена на платформе 4 со стойкой 5 с помощью крепежных ремней 7. От полного стягивания ромба жгутом предохраняет   не показанная на рисунке гибкая стяжка (тросик) между пластинами 2 и 13. Приспособление 14 позволяет надевать столько резиновых жгутов, сколько требует вес спортсмена и режим предстоящей тренировки. Кинематика конструкции позволяет использовать всю амплитуду раскрывающегося ромба, резиновый упругий элемент дает лучшую характеристику усилия от нагрузки, чем изгибаемая пластиковая пластина. Поэтому  ожидается более комфортная и эффективная отдача спортивного снаряда при беге и прыжках.

 Предлагаемое устройство пока не выпускается серийно, оно не сложно по конструкции, не содержит дефицитных материалов и может быть изготовлено в кустарных условиях. Справа размещены эскизы отдельных узлов и деталей.  Стороны ромба могут изготавливаться из перфорированных дюралевых пластин или иметь трубчатую конструкцию.

 

  Важно обеспечить достаточную поперечную жесткость конструкции,  люфты в осях должны быть минимизированы. Зубчатые сектора можно вырезать из полной шестерни, облегчив ее по толщине.

Следует подчеркнуть, что зубья секторов шестерен не несут основной нагрузки, - она приходится на оси, а шестерни лишь воспринимают нагрузку стабилизации платформы, удерживают ее от перекоса и наклона.

 

 

 Прыжки на джолли джамперах – это экстремальный вид спорта, вязанный с возможными травмами. Это обусловлено  тем, что ноги спортсмена  закреплены на площадках спортивного снаряда, а его центр тяжести высоко поднят над землей.  Для увеличения безопасности тренировок и обеспечения комфортного состояния спортсмена конструкция джампера  должна предельно понижать центр тяжести тела. В наилучшем случае ноги спортсмена в нижней фазе прыжка должны почти касаться земли, а высота платформы, на которой закрепляется нога равна амплитуде раскрывания  конструкции. На рисунке схематично  разобраны возможные варианты конструкций джампера, направленные на решение этой задачи. Наиболее мягкий и безопасный режим обеспечивает вариант 2, - он подойдет для начинающих, а также для людей неспортивного склада. Здесь контакт с землей обеспечивают две площадки, это увеличивает поперечную устойчивость и упрощает поддержание равновесия при беге и прыжках. Другие схемы имеют только одну точку опоры.

 Рассмотрим теперь «нагрузочную характеристику»  нового джоли-джампера. Пользователь сам выбирает силу натяжения резинового жгута. Удобно натянуть его до такой степени, когда вес спортсмена оказывается полностью скомпенсированным. Тогда  пользователь стоит на «жестких опорах» и конструкция начинает работать только при отталкивании или приземлении. Наряду с большой раскрываемостью ромбовой схемы по сравнению с «козьей ногой» это обстоятельство позволяет запасти больше энергии и в результате выше и дальше прыгнуть. На рисунке справа показаны графики силы отдачи джампера от степени  деформации натяжного элемента. Резиновый упругий элемент сопротивляется растяжению линейно, но кинематика ромба такова, что сначала сопротивление отдачи наростает, затем, после перехода формы ромба через квадрат, начинает спадать. Чтобы противодействовать «сложению» ромба при сильном прыжке, нужно на заключительном отрезке деформации включить дополнительный упругий элемент, способный запасти и отразить избыточную кинетическую энергию.  По первому варианту это короткий и жесткий упругий элемент, который включается в самом конце хода ромба после натяжения тросика. Более предпочтительный второй вариант использует способ пневматического демпфирования. При «складывании» ромба закрепленный под площадкой цилиндр находит поршень внизу конструкции, воздух сжимается, сопротивление прогрессивно возрастает.  Такое устройство эффективно при очень небольших габаритах: достаточно сечения в 5 – 6 кв. см, чтобы принять усилие в 200 – 300 кГ. Пневматический демпфер – это почти законченный импульсный привод так называемого активного джампера, о чем пойдет речь дальше. В момент резкого сильного сжатия воздуха возникает разогрев газа до высокой температуры. Если в цилиндре оказались пары керосина или спирта, они сгорают и сообщают спортсмену дополнительный толчок.

 

Джолли-джамперы по своему принципу действия являются пассивными приборами, - затраченная спортсменом при прыжке энергия возвращается лишь частично. Между тем уже давно делались попытки построения активных устройств. Например, разработки уфимского НПО «Экомотор» главный изобретатель, директор предприятия Виктор Гордеев - http://kommersant.ru/doc/411318 .

 На рисунках справа представлены выпускаемые малыми сериями изделия этого предприятия. В этом устройстве использован тот же принцип, что и в строительном копре для забивания железобетонных свай. Если воздух в замкнутом пространстве (под поршнем в цилиндре) сильно сжать (в 20 – 30 раз), то его температура возрастет до величины, при которой загораются пары органических жидкостей, таких, как бензин, спирт, солярка, керосин. При этом температура и давление в цилиндре возрастают еще больше, поршень идет в обратную сторону и совершает при этом работу. Если произведенная  работа составит хотя бы 30% от общей энергии прыжка, то следующий прыжок будет осуществлен для спортсмена без затрат сил на отталкивание от земли, усилия потребуются только для поддержания равновесия и для приема упругого толчка от джампера. Практика показывает, что топлива при этом расходуется очень немного, 50 – 100 грамм керосина достаточно для многочасовой тренировки. Из рассмотрения картинок справа, можно заключить следующее. Самым первым устройством, реализующим описанный метод были сапоги-скороходы, ставшие, по-видимому, экспонатом заводского музея. Очевидным недостатком  этого варианта, недостатком, заставившим разработчиков от него отказаться, была очень мощная «отдача» при срабатывании импульсных толкателей. Выдержать этот импульс можно было только на «прямых костях», но при этом недопустимые перегрузки испытывалет позвоночник и мышцы спины.   По результатам испытаний отказались от решения задачи «в лоб» и существенно усложнили конструкцию аппарата. Корпус прибора – это прямоугольная коробка, состоящая из  двух цилиндров, верхней и нижней поперечины и тросовой диагональной тяги, устраняющей перекос системы при воспламенении заряда.

 

 

 

Внутри цилиндров перемещаются штоки, жестко закрепленные внизу в массивной планке-подошве. В левый цилиндр малого диаметра вставляется предварительно напряженная пружина, именно она воспринимает вес спортсмена в начальном состоянии. Правый более массивный цилиндр вмещает в себя собственно импульсный  толкатель. В начале цикла шток правого цилиндра с поршнем на конце не воспринимает нагрузки, воздух над поршнем находится при атмосферном давлении.

  В момент прыжка пружина сжимается, поршень идет вверх, воздух уплотняется и начинает брать на себя нагрузку. Если прыжок достаточно сильный, воздух сжимается до величины, достаточной для протекания «дизельного процесса». Пары керосина воспламеняются, высокое давление толкает поршень вниз, а шток действует на опорную площадку, подбрасывая спортсмена вверх. Какие недостатки можно усмотреть в этой конструкции:

   ** Неравномерность нагрузки на правый и левый штоки в течение цикла, высокие требования к точности и жесткости подвижной части устройства.

   ** Сложно изготовить пружину,  обеспечивающую в показанных габаритах одновременно необходимые жесткость и амплитуду перемещения.

  ** Зависимость комплектации устройства от веса спортсмена.

  ** Высокий вес и стоимость спортивного снаряда.

 Какими преимуществами обладает предлагаемая ромбовая конструкция в плане превращения ее в активное устройство, и как можно упростить импульсный толкатель, чтобы стоимость изделия оставалась невысокой. На схеме справа обозначены некоторые идеи, использование которых позволит построить оптимальную конструкцию. Жгут 1 работает в горизонтальной диаганали ромба также, как и в пассивном джампере. Поршень импульсара 2 и цилиндр 3 располагаются в вертикальной диагонали ромба, их не нужно связывать какой-либо постоянной конструкцией, они закреплены на опорах 7, находятся на одной оси и сойдутся при полном раскрытии ромба  в заключительной фазе прыжка. Специально развернутая форма цилиндра позволит компенсировать отклонения из-за деформации рамы и направить приходящий поршень 5 по оси цилиндра.  Теперь сам процесс импульсного горения.  В классическом дизельном двигателе сжимается чистый воздух, а топливо, под действием плунжера, под высоким давлением впрыскивается в камеру сгорания в конце цикла сжатия. Строить такую систему в недорогом спортивном снаряде нет смысла.

Логичнее позаимствовать принцип работы строительного копра такого, как, например, трубчатый сваебойный дизельный молот  СП 76А. Здесь топливо не распыляется, а просто подается предварительно в цилиндр. На рисунке устройство подачи топлива 4 состоит из бачка 8 (емкостью 50 – 100мл), трубки 9 с краником 10, волоконного фитиля 11 и пористой керамической вставки 12. Если в качестве  горючего использовать легко испаряющийся бензин, то такой капиллярный способ подачи топлива может оказаться эффективным.

 На следующем рисунке показана другая конструкция импульсара. Здесь компактный узел жестко закрепляется в верхней части ромба. Плунжер 2, выполненный, как единая деталь с поршнем отжимается пружиной  5 вниз, при сокращении вертикальной диагонали толкатель 6 приходит в соприкосновение с нижней опорой джампера, происходит сжатие и срабатывание импульсара.

 Главная трудность, с которой сталкивается разработчик активного джампера, - это характер выделения энергии импульсара: очень мощный импульс, действующий короткое время. Сильный толчок, а он должен быть сильным, чтобы передать прыгуну требуемую энергию, вызывает дискомфорт, вредно действует на суставы спортсмена и требует от конструкции аппарата дополнительного запаса прочности. На рисунке справа предлагается один из вариантов перераспределения энергии короткого мощного импульса в более продолжительное и плавное действие на полезную нагрузку. Это миниатюрная гидравлическая система. При воздействии опоры на толкатель 5 поршень идет вверх, засасывая из бачка 8 гидравлическую жидкость под поршень через клапан 11. Импульс отдачи не бьет резко по опоре, а более плавно и медленно выталкивает гидравлическую жидкость через клапан 10 в специальный цилиндр 9, который своим поршнем дополнительно растягивает основной жгут джампера 13. Таким образом, энергия импульсара передается в главный упругий элемент устройства и плавно высвобождается в течении всей фазы распрямления ромба. Дозирующий клапан 12 служит для возвращения масла в бачок  8.

Конструирование активного джампера – это благодатное поле для применения  творчества молодежи, пользователи могут по своему усмотрению провести дальнейшую модернизацию устройства.  Ниже дается еще один пример реализации той же функции смягчения моторного импульса с теперь помощью пневматики. Импульсар прикреплен к верхней опоре через пневматический цилиндр. Удар о нижнюю опору и последующий моторный импульс сжимают воздух в этом цилиндре. Давление передается в приводной цилиндр, который через зубчатую рейку воздействует на «третью» шестерню верхнего узла ромба, - создается дополнительное к основному жгуту выталкивающее усилие.

 

 Кикджампер (kickjumper)

Я не знаю, строил ли кто такие устройства, в интернете таких ссылок я не нашел. Назовем этот аппарат, как это принято, на англицский манер кикджампер, а если по сути, – то пневматический джампер.

Аппарат состоит из легкой площадки 3, на которой закреплена стойка 1 с ручками 2. В нижней части стойки размещен пневматический цилиндр 4 с поршнем 5. Шток поршня заканчивается упорной подошвой 6, с помощью которой аппарат отталкивается от земли. Небольшой (около 1 л.с.) двигатель внутреннего сгорания с компрессором 7 и баллоном для сжатого воздуха 8 также закреплены на площадке.

 Органы управления устройством  вынесены на ручки, спортсмен свободно стоит на площадке и держится за ручки, он не привязан к аппарату, также, как мотоциклист не пристегивается к своему мотоциклу. Компрессор работает непрерывно, накачивая баллон до давления в 2 – 3 бара. Шток с поршнем обычно зафиксирован в верхнем положении блокиратором 11, который через троссик  управляется рычагом 12 на левой ручке. На правой ручке находится воздушный клапан 10, открывающий доступ воздуху из баллона в цилиндр. Спортсмен наполняет цилиндр воздухом и спускает блокиратор, поршень идет вниз и аппарат подбрасывается в воздух. Когда подошва касается земли при приземлении, поршень вновь сжимает воздух в цилиндре, энергия прыжка почти полностью возвращается в виде сжатого воздуха. Если ручка блокиратора отпущена, аппарат сразу останавливается, - его нога защелкивается в верхнем положении поршня. При зажатой ручке блокиратора тут же происходит следующий прыжок. Мощный компрессор аппарату не нужен потому, что сжатый воздух расходуется только на потери в зазоре поршня. Правая ручка используется для регулировки высоты прыжка. Управление направлением движения аппарата осуществляется перемещением центра тяжести тела на площадке а также нужной ориентацией направления ноги аппарата при его приземлении, что также достигается изменением положения тела спортсмена.

Оценим возможности аппарата по высоте прыжка и его способность горизонтально перемещаться по пересеченной местности. Допустим,  человек  весом в 100 кГ безо всяких приспособлений подпрыгивает на месте. Он двумя ногами отталкивается от земли  и подбрасывает свой центр тяжести  на полметра. Пусть расстояние, на котором он ускоряется также равны полметра, тогда его мышцы должны развивать 200 кГ, а перегрузка при ускорении составит 2G.  Для нашего аппарата несложно длину ноги сделать в один метр, а перегрузку увеличить до 3G. Тогда аппарат сможет подпрыгнуть на высоту до трех метров, а скорость отрыва от земли составит 7.7 м/сек. (V2=2gH). Перегрузка в 3G легко переносится на ногах, при необходимости для большего комфорта на стойку можно установить седло. Что касается скорости горизонтального перемещения, то при непрерывном движении и при отталкивании от земли под углом в 45 градусов, она составит 5.5 м/сек или 19,6 км/час, длина прыжка 8.5 метров, а время в полете 1.5 секунды. За это время спортсмен должен правильно сориентировать направление вытянутой ноги аппарата по отношению к  приближающемуся препятствию.  Для этого он использует разницу в расположении центров тяжести своего тела и аппарата.

 Упираясь ногами в площадку и держась за ручки стойки, движением тела можно сообщить аппарату необходимый момент вращения, а точно выбирая позицию на площадке  до момента контакта с землей можно задать или скорректировать направление вектора следующего толчка. Методом проб и ошибок, начиная с малых и практически вертикальных прыжков, отрабатываются моторно-рефлекторные  навыки так же, как это происходит и при езде на велосипеде или при ходьбе на ходулях. Человек самой природой поставлен в положение, когда его центр тяжести находится выше, чем реакция опоры, однако он умеет и ходить и прыгать, чему пока не смогли в достаточной степени хорошо  научить робота. Так что дерзайте ребята, для постройки такого аппарата не требуется сложное оборудование и большие деньги. Да, и еще один конструкционный момент. На рисунке в верхней части цилиндра изображен краник. Он нужен не только для спуска воздуха после остановки аппарата. При движении по пересеченной местности, когда почва не обеспечивает жесткой отдачи, нога не сможет задвинуться до конца, чтобы блокиратор смог сработать. Нужно работать с приоткрытым краником, чтобы воздух успевал частично стравливаться.  В этом случае компрессор работает не в холостую, а на «утаптывание» почвы. М.б. полезно этот орган управления также вынести на ручку.

 Список «ключей» для поиска информации по этой теме  в интернете

Jollyjumper

Jolly Jumpers

джолли-джамперы

Skyrunner

Powerizer

 Poweriser

паурайзеры

  скайруннеры 

Boking

 бокеры

Flying Locust

скайраннеры

Flyjumper

Pro-Jumper

Кикджампер

kickjumper

 

 

 

 

 

  

 

 [Home]     [ Glav]

 

 



Hosted by uCoz