E-Mail

 

ф  р  а  г  м  е  н  т       0  3

 

      

      Официально мы живем в светском государстве, где религия  отделена от государства, население признается многоконфессиональным – есть и мусульмане, и иудеи, и католики. По-прежнему, считается, что Россия страна православная, из двух тысяч лет существования христианства тысячу лет эта религия  воздействует на наш народ, но играет ли религия существенную роль в жизни россиянина. После краха советов возрождаются храмы, во многом с помощью пожертвований христианского мира, больше стало искренних прихожан, налажена подготовка корпуса священнослужителей. Однако нам далеко от того состояния, в котором Россия пребывала в начале прошлого века: приход в каждом селе, закон божий в школе, церковное имущество и недвижимость, батюшки в армии и на флоте.

      Какое же место занимает религия в жизни нашего современника, как он относится  к вопросам жизни и смерти, с какой позиции строит свои отношения с окружающими. Есть ли у него система собственных ценностей или он всего лишь знает правильные ответы на обычно задаваемые вопросы. Чаще всего человек чем-то занят, замотан суетливыми хлопотами, а досуг проводит в пассивных развлечениях, созерцательном просмотре телепрограмм. Строить собственное мировоззрение – это непростая работа, это думать, спорить с людьми, читать серьезные книги. Пассивно впитывая информацию окружающей среды, невольно фильтруя ее по принципу приятности и частоты повторения, вокруг человека формируется какая то защитная оболочка, буфер, и контакты с другими людьми проистекают чаще всего на уровне ничего не значащих фраз, банальностей, смягченных дежурными шутками и анекдотами. Как же все-таки проявляются религиозные воззрения человека, как отличить искренне верующего и убежденного в духовных ценностях  христианства от причисляющего себя к этой категории. Из синонимов православный, верующий, христианин именно слово верующий является ключевым. Мы пришли в этот мир на короткое время и приняли на веру, прониклись и доверились какай то системе понятий и фактов, считаем их своими собственными. Во что ты веришь, к той конфессии и можешь себя причислять.

       Альтернативой по численности и влиянию официальным культам, наверное, являются атеисты. Отличить атеиста просто, он верит в то, что наука может объяснить все явления жизни  и ответить на любой вопрос, может быть не теперь и не так, но то, что в природе нечего сверхъестественного нет, он твердо убежден. Большинство же наших сограждан, когда вопрос касается таких категорий, как жизнь и смерть, судьба и везенье, предсказания и сновидения, будущее и человеческое счастье, уходят от ответа или  непоследовательны в своих суждениях. Они с интересом изучают   гороскопы, верят в магическое влияние знаков зодиака, объясняют события совокупностью энергетических полей и трансляцией  энергии через определенные планеты и созвездия. Иногда они просто верят в какую то высшую силу, предопределяющую судьбу, обращают внимание на приметы и следуют своим маленьким ритуалам. Таких людей  большинство в России, и их можно было бы назвать новыми язычниками.

   Язычество, языческий - для большинства из нас это звучит притягательно, таинственно и многообещающе. Костры на Ивана Купала, хороводы, песни и венки по реке…

Если подходить терминологически, то язычество (от церковнославянского языцы - иноземцы) это все, что не укладывается в рамки православной религии.

 

Русские сказки, вошедшие в нас с детства, уже делают из нас язычников, и

церковь должна была это понимать…  не даром Пушкин был отлучен от церкви…

 «Пусть земля ему будет пухом», эта фраза обычно произносится  на печальных торжествах и звучит уместнее, чем лояльное христианскому «царствие ему небесное»…

Наш северный край, темнота и непогода, снежные долгие зимы, полная зависимость от капризов погоды, сложные условия выживания. Суеверия в этих условиях –это позиция активно воздействовать на среду обитания...

И обратная сторона медали. Было бы неправильно считать дохристианскую Россию страной романтиков и вольнодумцев, … засилие жрецов, навязывание чужой воли…

Взаимоотношения между  богом (духами) и человеком (объектами субъектом     веры) в христианстве и язычестве… жертвоприношения, попытки воздействия и участия в процессе…беседа на равных, противостояние и «раб божий» в христианском мироощущении…

Персонажи славянских сказок: Баба яга со своей чудо-избушкой, Кащей бессмертный, Змей Горыныч, Леший, Русалки, Домовые, Кикиморы…

Жестокие стороны русского язычества: жертвоприношения, убийство жены на похоронах мужа, обычай закапывать живого младенца под порог нового дома…

Христианство аскетичное в своих проявлениях (порядки в средневековой Европе), вынуждено идти на компромисс в отношении к проявлениям язычества на новых территориях… в то же время оно совершенно непримиримо к проявлениям сепаратизма, - жестокое преследование раскольников по совершенно непринципиальным признакам… Может быть, в этом и состоит мудрость политики церкви – терпимо относиться к грешной, заблуждающейся пастве и железной рукой наводить порядок в своих рядах, чтобы образчик оставался безупречным…

Степень абстрактности… что интереснее, привлекательнее навязанное нашему народу христианство или язычество… разнообразие, творческий подход, место для фантазии и вариаций… У христианства есть письменные носители догмата, безупречно отработаны ритуалы, создана материальная инфраструктура, -язычество изначально имело устную основу, не было централизовано… трактовали культ творчески, его носители не канонизировались…

 

 

Комичная ситуация – с кикиморой мужик борется молитвой и святым крестом…

Россия ,по прежнему, языческая страна, не смотря на 10 веков христианского  присутствия и социальных детей нужно воспитывать только в духе атеизма…

Большой заслугой христианства я считаю реальную пользу по спасению от голода многих и многих обездоленных в годы неурожаев. Церковь и монастыри сконцентрировали в своих руках огромные земельные наделы, создавали резервы продовольствия и в соответствии со своими постулатами помогали неимущим в суровые времена…

Воздействует ли религия благотворно на мораль, … . Закон не хуже… самосуд  община в русс. Селах..

Мировая религия неизбежно сменила менее зрелую и организованную местную религию… если бы не христианство, так это было бы мусульманство… от русского язычества не осталось подробных письменных  памятников, серьезных архитектурных сооружений, а мотивы, передаваемые через поколения в устной форме неизбежно идеализируют предмет…

 

В чем цель и смысл религии, какую цель она преследует, предлагая свои духовные ценности человеку… корысть, влияние, может быть, но это не главное… человек понял какую-то истину, выносил мысль, может быть неверную или даже вредную. Что с ней делать, прежде всего проверить на другом человеке, поделиться, поспорить с ним, найти собеседника (свободные уши). Группа людей, объединенная общей идеологией, неизбежно начинает искать соратников

Ислам агрессивен  в своих проявлениях…  тоталитарен по отношению к простому человеку… он не завоевывает, не убеждает человека, а требует его целиком и  безоговорочно… Ислам как относительно молодая мировая религия может развиваться только на базе отсталых государств с малограмотным населением и слабой властью…

Человеку, рожденному в условиях ислама не остается выбора, даже, если у него критический склад ума, даже если он образован… или стать изгоем или следовать принятому порядку…

Прогрессивные государства, например, Турция …  свобода вероисповедания законодательно ( по конституции) перенесена на личность… религиозные организации больше не могут влиять на власть… переносит вопрос свободы вероисповедания в область личных отношений…

Христианство во времена средневековой инквизиции также претендовало на власть в государстве, жестко и требовательно обходилось с прихожанами, нетерпимо относилось к инакомыслию. Теперь позиция христианской церкви другая. Она терпеливо и ненавязчиво обозначает свои ценности, привлекает человека красотой своих ритуалов, предлагает свое участие в важнейших в его жизни  событиях, присутствует на втором плане от рождения до смерти…

 

 

 

 [Home]     [ Glav]



Hosted by uCoz