Всегда были и есть люди, которых неудержимо
тянет куда-то вдаль, за реку, за
горизонт, они готовы
рисковать, терпеть лишения лишь бы испытать неизведанное. И они уходят
поодиночке, группами, организуют походы и экспедиции, набеги и купеческие караваны.
Это очень древний инстинкт и он прослеживается и у других биологических видов, населяющих
землю. Благодаря ему популяции расширяют ареал своего распространения, а
применительно к людям заселяются незанятые земли, происходит
взаимопроникновение народов, распространение хозяйственного опыта и культуры.
Но природа не была бы мудрой матерью, если бы не вложила в
этот механизм вектор противоположной направленности. Вспоминая давно прошедшее,
каждый из нас может заметить, что память лучше удерживает хорошие, приятные
моменты и нивелирует, сглаживает негативные переживания, боль и поражения.
Раньше и трава была гуще и хлеб ароматнее. Живя на чужбине, люди сохраняют
самые лучшие воспоминания из своей прошлой жизни и невольно переоценивают свои прежние условия жизни. Эта центростремительная составляющая укрепляет популяцию, не
позволяет ей быстро распадаться. Только при существенно лучших условиях жизни
на новом месте, ушедшие соплеменники закрепляются на этой почве.
Путешествовать в
старые времена было делом крайне опасным, очень недешевым и чрезвычайно
утомительным. Желающих, тем не менее, как и во все времена, было предостаточно.
Для простого человека проще всего посмотреть мир, - это присоединиться к военному походу, а военные компании разного
толка тогда были явлением постоянным. Мог, конечно, простой человек просто
бросить все и пойти, куда глаза глядят. И вот незнакомец появляется в небольшом
селении, где все знают друг друга. Если
это неимущий человек, - значит это нищий, невозможно нести на себе много вещей,
нельзя быть легко одетым, условия ночлега где попало быстро приводят внешний
вид любого к привычному виду нищего. Если бродяга будет расплачиваться за
продукты и ночлег, его рано или поздно ограбят. Просить милостыню можно только
в сытое, благополучное время, кроме того, путник должен быть интересным
рассказчиком, словоохотливым и приятным.
При пестроте населения, обилии диалектов далеко такой нищий
странствовать не мог. Значит, путешественник в те времена должен был иметь
группу сопровождения, - несколько сильных и энергичных мужчин. Не было проезжих дорог, и путешествовали
либо верхом, либо на ладье по речной системе.
Нужно было везти с собой достаточно денег, чтобы расплачиваться за
продовольствие, оплачивать услуги переводчиков, которых нужно было менять по
мере продвижения, на подарки служивым людям. Купцам было проще, они везли
товар, их намерения не вызывали больших вопросов. Тем не менее, купцы всегда могли найти
толмача для похода в соседние земли, - а это значит были простые люди, которые
жили раньше в сопредельном государстве. Скорее всего, это были потомки
военнопленных, людей, насильно перемещенных когда-то из соседней страны.
Перемещения людей
и грузов по речным путям или по трудно проезжим дорогам не могли оставаться без
внимания властей. На речных волоках, на торговых путях по границам княжества
несли службу государевы люди, сооружались сторожевые посты и дозоры. Остерегались
шпионов, брали сборы с купеческих, отпугивали лихих людей. При появлении
признаков угрозы нападения со стороны соседа, посылали с известием гонца в центр. При таком раскладе, чтобы
появиться в новом месте, купцам, путешественникам или землепроходцам нужно было
запастись «Schutzbriefe des Landesherren» охранными
грамотами от влиятельных людей. Эта бумага имела форму гарантийного письма,
личной просьбы к вельможному другу, ручательства, наконец. Она защищала
путников от вымогательства и произвола служивых людей, и по сути, выполняла
функцию разового паспорта.
Само понятие паспорта, “passer, по-французски – выйти за
пределы”, появилось в Европе несколько позже. Документ этот, индивидуальный или
на группу лиц, выдавался властями отправляющимся в путь согражданам, он не
всегда признавался в сопредельных краях и нужен был в большей степени для
возвращения домой после долгой дороги. Характерно, что вначале паспорт
задумывался не как удостоверение личности, а именно как охранная грамота для
путешественника. Люди в то время жили компактно, все друг друга знали,
перемещались мало, и удостоверить личность не представляло труда. Такая
практика сохранилась и в нашей стране до шестидесятых прошлого века. В сельской
местности люди жили без паспортов, и при необходимости поехать к родственникам
в другой район запасались справкой из сельсовета, - той же защитной грамотой.
В царской России паспортная система прошла примерно
такой же путь развития, как и в странах западной Европы. Наш главный реформатор
Петр первый, вводя в государстве рекрутскую повинность и подушную подать,
столкнулся с явлением массового уклонения крестьян от службы в армии и уплаты
налогов. Были введены в употребление проезжие грамоты, покормежные и пропускные
письма - первый в России эквивалент паспорта. Без такой грамоты человеку,
попавшему под подозрение служивому чину, очень трудно было доказать, что он не скрывается
от царевой службы, не бродяга и не бегает от недоимок. Вообще то бродяг, нищих, праздно шатающихся в России всегда было предостаточно. Может быть
это связано с ментальностью нашего народа. Здесь работает сплав бесшабашности и
самолюбия, когда в непростых ситуациях трудно пойти на компромисс, проще
бросить все и махнуть на себя рукой. Непонятная тоска, мешающая усидчивой и
целенаправленной работе на том месте, где ты оказался выбором судьбы, может
быть и большая, чем у других народов предрасположенность к пьянству.
Борьба с
бродяжничеством велась в России постоянно, даже в те времена, когда
босяк-романтик А.Пешков (Горький) пешком исходил пол-России. Людей
подозрительных, не имеющих вида на жительство и не способных убедительно
объяснить свои намеренья могли причислить к бродягам, правовая же оценка этого
явления в России того времени выглядела так:
«По нашему Уложению о наказ. угол. и исправ.
(ст.950—954), бродяга, называющий себя не помнящим родства или же под иным
каким-либо предлогом упорно отказывающийся объявить о своем состоянии или
звании и постоянном месте жительства, или давший при допросе ложное показание,
присуждается к отдаче в исправительные арестантские отделения на четыре года,
после чего, а равно и в случае негодности к работам в арестантских отделениях,
водворяется в сибирских или других отдаленных губерниях, по усмотрению
министерства внутренних дел. Женщины отдаются в тюрьму на тот же срок, а потом
отправляются на водворение в Сибирь. Сверх этого наказания, за ложное показание
о своем состоянии, звании и месте жительства бродяги подвергаются еще
наказанию розгами от 30—40 ударов. Б. обоего
пола, кои, по надлежащем освидетельствовании, окажутся глухими, слепыми и
немыми, или за совершенною дряхлостью вовсе не способными к следованию в
Сибирь, обращаются в приказы общественного призрения или заменяющие их
учреждения; но губернские начальства обязаны стараться открыть истинное их
происхождение, и в случае, если люди эти окажутся принадлежащими к городским
или сельским обществам, возвращать их туда на счет обществ. Законом 1861 г. применение наказания
за Б. обусловлено достижением 17-летнего возраста. Что касается подсудности дел
о бродягах, то, по нашему Уставу уголовного судопроизводства (ст. 202 и 209),
дела о бродягах, называющих себя непомнящими родства или сделавших ложные
показания о звании своем и состоянии, подсудны окружному суду без участия
присяжных заседателей. Бродяги судятся там, где они пойманы; но называющиеся
чужими именами и пересланные в те места, из коих они показали себя бежавшими
или вышедшими, в случае дознанной лживости показаний их, не возвращаются в
место первоначального задержания, а предаются следствию и суду в том месте, в
которое препровождены.»
Причем. «Условием наказуемости Б.,
по нашему праву, является не праздность и неимение средств к существованию, а
неуказание, по нежеланию или невозможности, или же ложное показание истинного
своего состояния или звания.»
Такое серьезное отношение к профилактике
бродяжничества было характерно для российской администрации всегда. Здесь
прослеживается влияние немецкого правопорядка, стремление привить на русской
почве пунктуальность и трудолюбие.
У русского мужика всегда появлялся соблазн бросить
тяжкий труд крестьянина, когда борозда под сохой никак не кончается и пот не утереть,
когда сосет под ложечкой от проклятой косы или темнеет в глазах от тяжелых вил
с навозом. Может быть, бросить все и
брести среди нищих по бескрайней России, вести неторопливые беседы, слушать
протяжные песни. А что касается неудобств и трудностей, то быт нищего
мало отличался от повседневной жизни крестьянина.
Государству
важно, чтобы каждый человек платил налог
и не причинял хлопот, для этого изобрели
виды на жительство, домовые и
метрические книги, паспорт,
наконец. С развитием экономических отношений люди все больше перемещаются,
когда сидели на месте все было просто и понятно, - у кого что есть, с кого что
взять. В патриархальной деревне для организации сбора податей достаточно было
назначить старосту и раз в год провести перепись, а что делать в многолюдных
городах, в пестрой суете рынка.
Поэтому материальные затраты и ответственность
за возвращение бродяг возлагалась на
общину, чтобы не повадно было посылать
своих членов по-миру нищенствовать и собирать деньги под видом погорельцев.
Одновременно продвигалось дело с освоением и заселением
Сибири. В общем-то, преступники и бродяги люди неординарные, способные на
нетривиальные поступки, к тому же отбор по критерию природного здоровья.
Имеется в виду необходимость преодолеть марафонскую дистанцию пеших пересылок в
Сибирь. Была реализована, и действовала без малого сто лет уникальная система
транспортировки человеческого материала через десять тысяч километров по
бездорожью. Пересыльные сооружения через каждые 10 – 25 верст, подводы
подбирают ослабевших, медицинский осмотр перед этапом, больные остаются
отдыхать, четкая смена караульных бригад, ведение сопроводительной
документации, и прочие, и прочие интересные детали. В результате многие
оставляли свои кости на берегах этой великой иммиграционной реки, а дошедшие до
места своей ссылки, каторги или поселения оказывались вполне готовыми к новым
условиям жизни. В общем то, Сибирь - это
наша Америка или Австралия, если хотите.
Затрагивая тему нищих и бродяг, нельзя пройти мимо роли и участия
церкви. Если государство стремилось дисциплинировать и строить своих граждан,
порой жестко и несправедливо, церковь на деле творила добро и милосердие. А
возможности у нее для этого были реальные: добротные монастыри, приход в каждом селе, огромные
земельные владения, завещания имущества в пользу церкви, пожертвования,
обязательные для каждого христианина обряды крещения, венчания, отпевания. И
церковь щедро отдавала, – тысячи
богаделен, сиротских домов и ночлежек по
всей стране, льготные зерновые кредиты после неурожая, церковно-приходские
школы. Сирому и убогому, больному и обиженному церковь всегда открывала двери,
находила кусок хлеба и слово утешения.
На
определенной ступени своего развития общество пришло к мысли регистрировать
своих членов по месту их проживания. Вначале это была церковь с ее
метрическими книгами, в которые
заносились все крещения, свадьбы и смерти членов общины. Пышность и
основательность ритуалов подкреплялась регистрационной записью в такой книге, и
эта процедура производила серьезное впечатление на прихожан так, что вряд ли
кто-нибудь мог бы проигнорировать это стоившее немалых денег мероприятие. И
только позже, в 16-17 веке государственная власть сначала начинает пользоваться
церковными книгами, а затем полностью забирает в свои руки метрические книги и
дело регистрации актов состояния. Так в 1702 году Петр первый издал указ, по
которому все приходские священники города Москвы должны были еженедельно
доставлять в патриарший духовный приказ сведения обо всех случаях рождений и
погребений.
Постепенно регистрация населения принимает
всеобщий и обязательный характер, входят в обращение паспортные книжки,
метрические выписки и виды на жительство. Выдачей - невыдачей
паспортов можно было регулировать перемещение граждан по территории
многонационального государства, решать проблемы национальных меньшинств, и
новых территорий (Финляндия, Польша), цыган, сектантов, бывших каторжников,
военнопленных и перемещенных на работы групп населения.
Паспорта выполняли тогда полицейскую, податную и фискальную функции, но
главная цель, из-за которой реально существующему человеку противопоставляют
некую запись в метрической книге или карточке – это идентификация личности. Человек
в любой момент может сослаться на эту запись, чтобы подтвердить свою
принадлежность, свои права, реализовать связь со всеми другими, наработанными в
течение жизни формальными следами. Даже в сегодняшней
России в деле регистрации населения сохранился принцип метрической книги,
принцип первичности паспортной картотеки. Достаточно сказать, что при
заполнении любой бумаги от нас требуют помимо уникальных номера и серии
паспорта, еще и таких явно избыточных сведений, как - где и когда выдан
паспорт.
Сам
паспорт при этом выполняет роль передаточного звена, эта предельно защищенная
авторитетная бумага с фотографией владельца дает возможность проверяющему лицу надежно
и просто идентифицировать человека.
Сегодня с развитием технического прогресса вычислительные сети и мощные базы
данных позволяют проводить оперативную проверку личности дистанционно через
каналы связи. Стало привычным подтверждать свои права и реализовывать возможности с помощью различных смарт-карт, на
которых записан индивидуальный код, - это и пропуска, и кредитки, и удостоверения,
и проездные документы. Характерно, что при этом автоматически проверяется достоверность
предъявляемого документа, а не лица, им владеющего. Чтобы препятствовать
возможным злоупотреблениям, пользователю предлагают тут же ввести пароль или пересылают из базы данных фотографию владельца
для его проверки. Следующим этапом на этом пути стала биометрия - идентификация человека
по уникальным, присущим только ему биологическим признакам.
Отпала необходимость запоминать сложные
пароли, постоянно носить с собой аппаратные ключи или смарт-карты.
Достаточно всего лишь приложить к сенсору палец или руку, подставить для
сканирования глаз или что-нибудь сказать, чтобы пройти в помещение или
получить доступ к информации. Невозможно подделать папиллярный узор пальца
человека, структуру радужной оболочки глаза, или неповторимый даже у близнецов узор сосудов
и капилляров на сетчатке глаза или тыльной стороне руки. Большим преимуществом
биометрических систем перед другими способами обеспечения информационной
безопасности является невозможность передачи пользователем своих
идентификационных данных третьим лицам. Депутаты не смогут голосовать за
другого, невозможно будет воспользоваться чужим пропуском или кредитной картой,
сдадим в металлолом колючие связки ключей.
Выражение «приложить руку» подразумевало для наших не слишком грамотных
предков приложить палец под какой то важной бумагой, мы возвращаемся к этой
процедуре теперь уже совсем на другом уровне.
|